Налоговая проверка

У многих предпринимателей налоговая проверка ассоциируется с катастрофой – такое отношение в большинстве случаев вызвано недостатком знаний и отсутствием опыта. Ведь и в самом деле, в особенностях налогового законодательства довольно трудно разобраться при отсутствии специальных знаний в этой сфере, практических навыков работы с фискальными органами и опыта. Кроме того, регулярное внесение изменений в Налоговый кодекс и подзаконные нормативно-правовые акты в сфере налогообложения требует постоянного их отслеживания. Для обеспечения комфортного существования и развития бизнеса необходимо обладать тонкостями правового регулирования, правоприменительной практики и регулярно следить за их изменениями. Рано или поздно владельцы и руководители бизнес-структур приходят к тому, что налоговыми вопросами и сопровождением налоговых проверок должен заниматься специалист. Юридическая компания «SLS Group» предлагает услуги юриста, в обязанности которого входит не только консультация, разработка оптимальных вариантов налогообложения, но и юридическое сопровождение налоговых проверок и обжалования их результатов в случае необходимости.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые проверки проводятся сотрудниками Государственной фискальной службы Украины (ГФС Украины) с целью контроля соблюдения налогового законодательства. Сущность таких проверок заключается в сравнении имеющихся данных с объектом исследования, которым в таком случае выступает разнообразная налоговая, бухгалтерская и другая документация. По результатам проверки составляется справка или акт (в случае выявления нарушений).

Налоговые проверки можно разделить на несколько видов, подробнее о которых – ниже.

Документальная налоговая проверка

Документальной проверкой считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных Налоговым кодексом Украины налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками и которая проводится на основании налоговых деклараций, финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов и других оснований, определенных в Налоговом кодексе Украины.

Отечественное законодательство предусматривает такие подвиды документальных проверок и особенности их проведения:

  • документальная плановая проверка, которая проводится в соответствии с планом-графиком проверок;
  • документальная внеплановая проверка, которая не предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится при наличии таких оснований, как получение информации о нарушениях со стороны налогоплательщика налогового, валютного или любого другого законодательства, которое относится к сфере контроля органа, осуществляющего проверку;
  • документальная выездная проверка, которая осуществляется по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка;
  • документальная невыездная проверка, которую проводят в помещении органа контроля;
  • документальная невыездная внеплановая электронная проверка, которая является подвидом проверок, актуальным для субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства.

Фактическая налоговая проверка

Фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом относительно соблюдения норм законодательства по вопросу регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, свидетельств, в том числе, о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика на основании решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику до начала проведения такой проверки.

Основаниями для проведения фактических проверок обычно являются:

  • результаты проверок других налогоплательщиков, по которым выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях контрагентом законодательства относительно производства и оборота подакцизных товаров, осуществления налогоплательщиком расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы;
  • информация, получена от государственных органов, свидетельствующая о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, в частности, осуществление расчетных операций, ведения кассовых операций, наличие патентов, лицензий и других документов, подлежащих контролю;
  • письменное обращение потребителя о нарушении налогоплательщиком установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования или лицензирования;
  • факт неподачи субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании регистраторов расчетных операций, расчетных книжек и книг учета расчетных операций, представления их с нулевыми показателями;
  • информация о нарушении требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, и целевого использования спирта налогоплательщиками;
  • выявление нарушений во время предыдущей проверки и необходимости контроля за их устранением со стороны налогоплательщика;
  • информация об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Камеральная налоговая проверка

Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.

Такой вид проверки проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя или направления на ее проведение.

Предметом камеральной проверки также может быть своевременность представления налоговых деклараций и своевременность регистрации налоговых накладных, акцизных накладных или корректировок к ним в соответствующих государственных реестрах, а также своевременность уплаты согласованной суммы налогового обязательства, однако, исключительно на основании данных, хранящихся в соответствующих информационных базах.

Налоговая проверка: что делать

К сожалению, в украинских реалиях существует практика злоупотребления властными полномочиями со стороны контролирующих органов при проведении проверок, осуществления их вопреки установленному законодательством порядку. Поэтому напоминаем, что сотрудники налоговой имеют определенные полномочия и права, нарушения и выход за пределы которых может стать основанием для обжалования их действий в судебном порядке и признания результатов проверки недействительными.

Один из способов противодействия незаконной деятельности органов государственной фискальной службы в процессе проведения проверок является предусмотренная кодексом возможность налогоплательщика предоставить собственные возражения к справке или акту о результатах проверки, а также право обжалования налогового уведомления-решения в административном и судебном порядке.

Чтобы не упустить подачи возражения на акт проверки и оформить его должным образом, рекомендуем сразу после получения уведомления о плановой проверке обратиться к специалистам юридической компании «SLS Group», ведь пропуск срока обжалования является критическим фактором, ведет к невозможности обжаловать действия контролирующего органа. Наши юристы оперативно помогут выявить и устранить недостатки, подготовить необходимую документацию и отчетность. Если налоговая проверка уже началась, наш адвокат проконтролирует процесс ее проведения и не допустит нарушения прав и интересов клиента.

Кроме этого, представителям предприятий следует помнить, что законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предъявлены должностными лицами контролирующего органа для допуска на объект в ходе проведения документальных выездных и фактических проверок:

  • направление на проведение проверки;
  • копия приказа о проведении проверки;
  • служебное удостоверение должностного лица направленного на проведение проверки.

Многие предприниматели убеждены, что споры с налоговой – бессмысленны. Но, мы верим, что это не так и готовые убедить Вас в этом! Несмотря на квалификацию и опыт налоговых работников, некоторые из них часто злоупотребляют положением, сознательно нарушают правила, а также допускают определенные ошибки. Для того, чтобы обжаловать решение налоговых органов и выиграть дело в суде, нужна помощь юриста. Команда опытных специалистов Юридической компании «SLS Group» детально изучит ситуацию, предоставит достаточно веские доказательства неправоты налоговиков и обоснует свою позицию согласно закону. Они также помогут подготовить предприятие к проведению проверки и обеспечат ее юридическое сопровождение. Клиенту не нужно тратить свое время и силы на изучение законодательства, вступать в споры – Юридическая компания «SLS Group» все берет на себя!