Сообщение о значительном изменении в имущественном состоянии: проблемы практического применения

Внедрение системы электронного декларирования, введение обязанности сообщать о существенных изменениях в имущественном состоянии и ответственности за нарушение этой обязанности призваны стать одним из эффективных механизмов борьбы с коррупцией в Украине. Как показывает практика, часто нарушения законодательства в части сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии связаны не с желанием субъектов декларирования избежать обнародования состояния, а с несовершенством правового регулирования и недостаточной осведомленностью обязанных лиц о порядке уведомления. Рассмотрим пример сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии, возникшие в связи с начислением заработной платы. Так, частью второй статьи 52 Закона Украины «О предотвращении коррупции» установлено, что в случае существенного изменения в имущественном состоянии субъекта декларирования, а именно получение им дохода, приобретение имущества на сумму, превышающую 50 прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года, указанный субъект в десятидневный срок с момента получения дохода или приобретение имущества обязан письменно уведомить об этом Национальное агентство.

Первая проблема, с которой сталкиваются субъекты декларирования, законодательная неопределенность понятия «доход» для целей применения части второй статьи 52 Закона Украины «О предотвращении коррупции». На законодательном уровне не определены, должна сообщаться информация о получении заработной платы, если сумма полученной заработной платы меньше 50 прожиточных минимумов, но с добавлением суммы всех налогов и сборов, удержанных работодателем как налоговым агентом, такая сумма больше 50 прожиточных минимумов.

В законе Украины «О предотвращении коррупции» законодатель использует понятие «полученный доход» в статьях, регулирующих порядок уведомления о существенных изменениях в имущественном состоянии субъекта декларирования. В решении Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 10 июня 2016 № 3, которым утверждена Форма сообщения о существенных изменениях в имущественном состоянии субъекта декларирования, содержатся разъяснения о том, что доход, который был начислен, но не оплачен (не полученный), не сообщается. С чего субъекты декларирования часто делают вывод, что сообщать о существенных изменениях в имущественном состоянии необходимо лишь тогда, когда фактически полученная сумма заработной платы превышает 50 прожиточных минимумов, не учитывая при этом суммы отчисленных налогов и других обязательных платежей. Но Национальное агентство по предупреждению коррупции исходит из того, что получением дохода в понимании положений ст.52 Закона Украины «О предотвращении коррупции» является вся сумма начисленной заработной платы с учетом сумм предварительно отчисленных налогов и сборов, а не фактически полученная субъектом декларирования сумма. Недостатком такого подхода к определению понятия существенного изменения в имущественном состоянии является то, что субъект декларирования может даже не знать о размерах удержаний из заработной платы в момент ее получения. Учитывая указанный факт следует обращать внимание на то, что при решении судом вопроса о наличии в действиях лица состава административного коррупционного правонарушения, помимо прочего, необходимо учитывать наличие субъективной стороны данного правонарушения, которая, исходя из определения понятия коррупционного правонарушения, изложенного в ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О предотвращении коррупции», всегда характеризуется умышленной формой вины. Коррупционные правонарушения, в частности, правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 172-6 КУоАП, может быть совершено только умышленно.